Сочи, как известно, — наша пряная экзотика. Единственный российский город в субтропиках, протянувшийся узкой 145-километровой лентой вдоль побережья Черного моря. Постоянно здесь проживают 350 тысяч человек, а в сезон курорт страны способен принять еще столько же. Этот небольшой, в сущности, городок — главная инвестиционная жемчужина Краснодарского края. По крайней мере, именно здесь сосредоточено более 50% курортного потенциала региона.
Последние пять лет градус экономической активности в Сочи неуклонно повышался. Ещё до истории с Олимпиадой город попал в приоритетный для инвесторов список. Инвестиции в сочинскую недвижимость считались и считаются одними из самых перспективных. Разумеется, инвестируют в то, что связано со сферой туризма. В строительство жилых домов, гостиниц, туристических комплексов, ресторанов, оздоровительных и спортивных комплексов. За последние несколько лет прирост в этой сфере составил почти 100%. Строят не только богатые сибирские нефтяники и дальновидные столичные банкиры. В сочинскую стройку вкладываются краснодарские, ростовские, екатеринбургские девелоперы.
Сегодня львиная доля нового жилого фонда города — дорогие элитные квартиры. Кроме того, интенсивная точечная застройка идёт в окрестностях: возводятся коттеджи, которые потом легко превращаются в мини-гостиницы.
При таком раскладе расцвет мебельного бизнеса в Сочи можно было ожидать ещё на ранних этапах строительной экспансии. Он и расцвёл. И до июля прошлого года дела у сочинских мебельщиков, в общем-то, шли неплохо. Безусловно, не все проекты «выстреливали» — большая часть не выдерживала и года, мелкие магазины закрывались, но на их место тот час же приходили новые энтузиасты. Однако летом 2007-го всё резко поменялось. За полгода не открылось ни одного нового салона. Теперь сочинские операторы историю своего бизнеса делят на два периода — до— и послеолимпийский, то есть настоящий. А о том, что будет после 2014-го, боятся даже загадывать.
В прошлом году на город с населением в 350 тысяч человек приходилось около 150 мебельных магазинов разного уровня. Для сравнения: в полуторамиллионной Самаре их всего 340.
Практически все ценовые сегменты в сочинской мебельной торговле заняты. В каждом из них можно выделить лидера, за широкой спиной которого пытаются угнездиться и более мелкие игроки.
Открыть магазин на главной (а по сути, единственной) улице главного российского курорта почитали делом чести многие российские фабрики. Поездив по мебельным магазинам, в Сочи можно обнаружить целый ряд известных российских брендов: «Шатура», «МЦ-5», «Пуше», «Калинка», «Диском», «8 Марта», «Дримлэнд» и т. д.
Покупатель с доходами выше среднего — главный объект внимания сочинских мебельных торговцев. Магазины бутикового типа доминируют. Среди самых заметных операторов — торговый дом «Валенсия», сеть мебельных магазинов «Калинка» и мебельные салоны «Нафаня». С разной степенью успешности они играют практически на одном поле. «Валенсия» держит марку благодаря роскошной и достаточно широкой экспозиции итальянских и испанских производителей, «Калинка» работает с дорогими российскими марками и демократичной Италией, её ассортиментную матрицу отчасти повторяет и сеть «Нафаня».
Экономный сектор закрывают филиал краснодарской мебельной сети «СБС» и местный оператор «Бегемот». Кроме того, в расчёт стоит принять и многочисленных «гаражников», обосновавшихся в небольших боксах на площадях двухэтажного мебельного центра «Милан».
Товарное предложение по мебели в городе достаточно широкое, если не сказать — избыточное. На мой взгляд, это прямое следствие весьма распространённого мифа о том, что любые бизнес-перспективы в Сочи априори успешны. Удельные веса местных и пришлых торговых компаний примерно одинаковы. Здесь работают мебельщики из Москвы, Ростова-на-Дону, Краснодара и даже далёкого Архангельска.
Соответственно, и конкуренция жёсткая — слишком тесно.
До последнего времени практически все сочинские игроки средне-высокого сектора стремились к одному — найти «золотоносного» поставщика и добиться права на эксклюзив.
Так, например, поступил архангельский предприниматель Владимир Мазур. Несколько лет назад у него появилась возможность открыть в Сочи два магазина под вывеской Moebel&Zeit. Естественно, в первую очередь он договорился с фабрикой об эксклюзиве.
— Ассортиментный шпионаж у нас — дело обычное, — рассказывает владелица мебельных салонов «Калинка» Елена Дорошенко. — Если конкурирующая фирма понимает, что мы хорошо продаём какую-нибудь модель, незамедлительно предлагает покупателю привезти её по более низкой цене. Так что право на эксклюзив — главное условие выживания мебельного оператора в Сочи.
Именно поэтому Елена сократила экспозицию «Дятьково» (концерн «Катюша» пока не определился с планами на Сочи), но с большой похвалой отзывается о политике дистрибуторских компаний «МИФ» и «Локо Трейд» — эти поставщики предоставили ей эксклюзивные права на модели нескольких итальянских фабрик. При этом стратегический партнёр г-жи Дорошенко — саратовская фабрика «Калинка» — не возражает, что под его фирменную вывеску привлекается продукция других производителей — найти грамотного продавца в Сочи довольно трудно.
— Как правило, компания Елены Дорошенко заказывает самую статусную линейку «Калинки». Мы не возим в Сочи модели эконом-класса, туда отправляются диваны с максимальной электрической начинкой. Все наши инновации Сочи потребляет одним из первых. Конечно, не хотелось бы терять этот рынок, — говорит директор по продажам фабрики «Калинка» Татьяна Лапшева.
Не столь жёстко обстоит дело в сочинском «экономе». Местный филиал краснодарского «СБС» пока торгует бойко и успешно. Во всяком случае, директор магазина Василий Вечеря утверждает, что не испытывает проблем с отсутствием покупателей, и не жалуется на сезонность.
— Всегда есть кому и что продать. Предложений по «эконому» в Сочи много, но эсбээсовское, пожалуй, будет самым внятным. Кроме того, распределительный центр сети находится рядом — в Краснодаре. То есть у нас преимущество — конкурентные сроки поставок.
Сочинский филиал «СБС» торгует не только на территории курортной зоны. Довольно частые посетители магазина — граждане непризнанной Абхазии.
— Несмотря на то, что Гагра и Пицунда по-прежнему стоят разрушенными, и каждое лето СМИ сообщают об очередном обострении отношений с Грузией, абхазы стремятся устроить быт. Ремонтируются дома, строятся небольшие гостиницы. Как-никак приток русских туристов в те края увеличивается. А где брать мебель, как не в Сочи? Много соседи потратить не могут — республика бедная. Конечно, едут не в бутики, а к нам.
Ещё одна группа покупателей сочинского мебельного центра «СБС» — владельцы недорогих частных гостиниц и апартаментов. Люди, которые зарабатывают на туристах, стремятся обновлять меблировку комнат. Как правило, они делают целевые закупки недорогих моделей диванов, кресел и кроватей. Правда, с недавних пор серьёзную конкуренцию сочинскому магазину «СБС» составил собрат по холдингу — недавно открывшийся специализированный магазин «Еврономер», который наверняка оттянет большую часть «гостиничных» клиентов.
И всё же пока г-н Вечеря больше озабочен не столько уровнем продаж, сколько отсутствием хороших кадров.
— Сочинцы — плохие работники. Их довольно сложно чем-то мотивировать. Только наступает летний сезон — у нас начинаются проблемы с сотрудниками. Вместо того, чтобы выполнять заказы, они могут отправиться на пляж. Есть определённая текучка. Летом никто не хочет работать, потому что лето — это туристы, а на обслуживании туристов любой сочинец заработает в два раза больше, чем в магазине. Всё просто: сдал свою квартиру постояльцам, сам переехал на дачу и свободен в течение всего лета! Приходится воспитывать кадры. Если с продавцами уже всё неплохо — основной костяк сформировался, — то с грузчиками, сборщиками и экспедиторами возникают проблемы.
Короче говоря, сочинский мебельный рынок ещё недавно можно было признать вполне благополучным. Не без проблем, конечно, но дела шли. Всё пошло наперекосяк, когда случилась большая национальная победа — Олимпиада-2014. Как же так?
До последнего времени экономика сочинского мебельного магазина напрямую зависела от темпов вводимого жилья. По словам г-жи Дорошенко, владельцы квартир были самыми активными покупателями мебели.
До середины прошлого года жильё на курорте продавалось очень хорошо. Постепенно Сочи превращался в настоящую Ривьеру для обеспеченных россиян. Квартиры не стояли пустыми и очень быстро меблировались.
Однако после того как Сочи был объявлен городом олимпийских надежд, темпы мебельной торговли в столице будущих Игр заметно снизились.
Резкий скачок цен, случившийся сразу же после обнародования результатов голосования МОК, поверг рынок сочинской недвижимости в состояние ступора. Перестали продаваться не только новые квартиры. Хозяева уже приобретённого жилья моментально поменяли свои потребительские планы и отложили меблировку. Сочинские домовладельцы затаились до лучших времён. Многие из них уже подумывают о перепродаже недвижимости. Стагнация на риелторском рынке закономерно привела к застою в мебельной торговле. Некоторые из мебельных магазинов были вынуждены закрыться. Например, сеть «Нафаня» закрыла один из трёх своих салонов.
— После того как Сочи получил олимпийский статус, мы окончательно потеряли надежду на то, что сезон 2007–2008 годов будет хорошим, — говорит Елена Дорошенко. — В Сочи постоянно ведутся разговоры о том, что искусственно завышенные цены на жильё будут снижать. Рассказывают о каких-то губернаторских программах. Но дальше разговоров дело не идёт. Продажи мебели сократились вдвое. И нам потребуется довольно много времени, чтобы справиться с этой ситуацией. Пока люди привыкнут, пока начнут планировать покупки... Когда это произойдет? Боюсь, что до 2014 года никакой стабилизации не будет.
Неутешительны и прогнозы аналитиков. Ещё в 2006 году квадратный метр сочинской квартиры эконом-класса стоил всего 1800 долларов. Теперь цена выросла до четырёх тысяч, а в секторе элитного жилья — до 5–7 тысяч долларов. Предполагается, что к Олимпиаде-2014 она поднимется ещё вдвое.
Ситуация усугубляется тем, что во славу Олимпиады многие домовладельцы попросту лишатся своих домов. Уже подсчитано: предписание о сносе получит каждый пятый сочинец. По некоторым данным, вдоль трассы, ведущей к Красной поляне, где будет построена большая часть олимпийских объектов, планируется снести до 3 тысяч домов. Под «олимпийский снос» могут попасть и владельцы недвижимости, возводившие свои объекты незаконно: власти наверняка воспользуются случаем и наведут должный порядок. Одним словом, до мебели ли тут?..
Определённая инерционность в мебельной торговле Сочи ещё сохраняется, но очевидно, что в новых экономических условиях ритейлерам придётся работать по-новому. Постепенно Сочи превращается в курорт международного уровня. Мебельной торговле придётся расти вместе с ним. Весьма вероятно, что с течением времени поменяется и состав самих покупателей. В Сочи приедут люди с новыми привычками. Уже сейчас серьёзную конкуренцию местным мебельщикам составляют московские комплексы «Гранд» и «Три кита». Столичные владельцы курортной недвижимости предпочитают приобретать мебель у проверенных компаний, и местным операторам придётся хорошо поработать, для того чтобы вывести свой сервис на новый качественный уровень.
Уже сейчас понятно, что выстоять смогут лишь те операторы, которые будут более тщательно подходить к вопросам формирования ассортиментной матрицы, обслуживанию клиентов и кадровому вопросу. Одним словом, в выигрыше останутся те, кто перестанут верить в миф о золотоносной жиле Сочи.
29 июня 2008 (№70)
Ульяновские мебельные операторы получили доступ на свои площадки гораздо раньше коллег из других регионов, включая Москву.
Исчерпывающий гид по мебельному интернет-мерчандайзингу. Часть 2
Торговая компания «Киргу» задаёт тон на одном из самых «живых» потребительских рынков РФ.
Московский торговый комплекс развивает программу лояльности для архитекторов и дизайнеров.
Управляющая компания МТК «Гранд» запускает новый торговый комплекс.
«Массимо» призывает партнёров торговать элитарно.